РАССЛЫШАТЬ ГОЛОСА ПУШКИНА И ЧАЙКОВСКОГО
РАССЛЫШАТЬ ГОЛОСА ПУШКИНА И ЧАЙКОВСКОГО

РАССЛЫШАТЬ ГОЛОСА ПУШКИНА И ЧАЙКОВСКОГО

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН. СТРАНИЦЫ РОМАНА» — на большой сцене Театра имени Ленсовета состоялась премьера такого необычного спектакля.

«Евгений Онегин» по определению автора — роман в стихах, где соединились жизненный уклад, культура и природа бескрайней России, идеалистические устремления романтических героев и нескладность их судеб, встречи с трепетным чувством и горькое неумение распознать возможное счастье, пройдя мимо подлинной любви. Лучше Виссариона Белинского и не скажешь: «”Онегин” есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в “Онегине” личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы». Театр решил представить зрителю силу и нежность пушкинского слова, соединив его звучание с великой музыкой Петра Ильича Чайковского: мелодиями из опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балета «Лебединое озеро», фортепианных циклов «Времена года» и «Детский альбом», симфоний. На сцене голоса мастеров ленсоветовской сцены, читающих страницы романа, вступают в диалог с Симфоническим оркестром Капеллы.

Автор идеи — художественный руководитель Театра имени Ленсовета народная артистка России Лариса Луппиан:

— В нашем театре на протяжении четырех сезонов существует успешный литературно-просветительский проект «Связь времен». Его формат состоит в том, что артисты в первом отделении перформативно читают русскую классику, а во втором мы представляем тексты современных российских писателей, в основном петербургских. Так мы уже отдали дань великим произведениям Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Бунина, Булгакова, Алексея Толстого. Суть проекта в том, что мы не занимаемся режиссерской концептуальной интерпретацией, а стараемся углубиться в замысел автора, преподнести его уникальное русское слово максимально выразительно. Из наших читок родились уже три полноценных репертуарных спектакля на Малой сцене: «Шутки Достоевского», «Морфий» Булгакова и «Бунин. Он, она…».

Развивая наш замысел, мы решили пойти на творческий эксперимент и представить уже на Большой сцене музыкально-поэтический спектакль «Евгений Онегин. Страницы романа». Мы надеемся, что чистота гениального текста Пушкина в сопровождении выдающейся музыки Чайковского доставит зрителям огромное наслаждение. Наши замечательные артисты — мастера и молодежь — и легендарный Симфонический оркестр Капеллы приглашают провести незабываемый вечер в стенах Театра имени Ленсовета.

Режиссер спектакля народный артист России Олег Леваков:

— Я хочу сделать просветительский, достаточно академический по формам и средствам спектакль. Чтобы люди прониклись, ощутили исконную природу нашей русской литературы и музыки. Не хочу никаких вывертов и фокусов, интерпретаций и наслоений — хочу, чтобы мы с артистами и музыкантами добились, пробились к глубинам подлинным и пушкинского текста, и завораживающих мелодий Чайковского. Сегодня спокойного, рассудительного, по-человечески простого разговора со зрителем в театре не хватает, я это ощущаю. Театр современный увлекся экспериментами с формой и подзабыл про содержание. А здесь хочется отряхнуться от всех придумок и наслоений и подать материал в чистоте, прямо в прозрачном виде. Мы хотим услышать, расслышать именно голоса Александра Сергеевича и Петра Ильича, если можно так выразиться. И для этого на сцене будут наши мастера: Сергей Мигицко, Анна Ковальчук, Сергей Перегудов. И блистательный оркестр Капеллы под руководством Александра Чернушенко. Они через свои индивидуальности, опыт, мироощущение и приблизят к нам авторов, станут проводниками, посредниками между гениями и зрителями. Харизма участников спектакля в данном случае очень важна. Два молодых артиста: Виктория Волохова и Максим Сапранов — станут голосом юного поколения. И зритель в идеале должен заворожиться звучанием слова и музыки. Почувствовать, что великое доступно, понятно, красиво. И при этом глубоко и мудро.

Генеральный директор Капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова:

— Очень важно, что два академических учреждения: Академический театр имени Ленсовета и Академическая Капелла — объединили свои усилия, чтобы создать необыкновенный музыкально-поэтический спектакль. Соединив в постановке знаменитых, ведущих артистов театра, которые широко известны по всей России, и Симфонический оркестр Капеллы, один из ведущих коллективов Петербурга, под руководством народного артиста России Александра Чернушенко.

В спектакле мы рассматриваем музыку и литературу двух гениев: Чайковского и Пушкина — с разных сторон. С одной стороны — это музыка Петра Ильича Чайковского, которая у нас часто ассоциируется с крупнейшими литературными сочинениями Пушкина: «Пиковая дама», «Евгений Онегин». С другой стороны — это сам Александр Сергеевич Пушкин, по произведениям которого были созданы драматические спектакли или кинофильмы, сопровождаемые музыкой. Музыка эта глубокая и серьезная, подобная произведениям Чайковского. Наш великий композитор Чайковский и наш великий поэт Пушкин — это культурный код нашей нации, авторы, чьи имена неразрывно связаны с Россией.

Для Капеллы большая честь принять участие в спектакле прославленного театра. Это не первый наш опыт сотрудничества в подобных проектах. На сцене Капеллы уже много лет проходят концерты цикла «Музыка и слово», основу которого составляют литературно-музыкальные композиции, созданные художественным руководителем Капеллы Владиславом Чернушенко. Но премьера спектакля «Евгений Онегин. Страницы романа» — на театральной сцене, где главные роли: Его Величество Театр, знаковые драматические артисты и Симфонический оркестр Капеллы. Этот опыт для нас внове, он, безусловно, интересен и необычен. Мы счастливы и благодарны руководству Театра имени Ленсовета за приглашение к участию в этом проекте.

Народный артист России Сергей Мигицко:

— «Евгений Онегин» — особое произведение для русской литературы и культуры. Как «Ревизор» Гоголя, как «Белеет парус одинокий…» Лермонтова. Они сидят в подкорке русского человека, крутятся в голове, даже если мы не берем годами книжки с этими текстами в руки. Мне кажется, единицы не знают, что такое «Евгений Онегин». Что касается лично меня, я сейчас Пушкина как раз перечитываю. Я к нему пришел второй раз, после юности, когда побывал в Михайловском, Тригорском. На празднике в Пушкинских Горах в усадьбе на острове Уединения я записал аудиокнигу «Руслан и Людмила», и меня пушкинская тема зацепила новой волной. Конечно же, Александр Сергеевич — наше национальное достояние, и мы должны гордиться, что в России был такой поэт. И я даже не хочу объяснять, что за спектакль мы сейчас затеяли. Если какие-то люди не понимают, не реагируют на словосочетание «Евгений Онегин» — ну и хорошо, пусть эти люди остаются при своем непонимании, я им желаю всего самого наилучшего.

Нас пятеро артистов будут читать страницы романа. У каждого — свой голос, своя тема. Мы будем подхватывать один другого. Мой герой — автор, который придумал историю и рассказывает ее: «как я с Евгением моим», «очень я люблю Татьяну милую мою». Но я еще и нянька, и генерал, который женился на Татьяне Лариной. Аня Ковальчук — голос Татьяны, Сергей Перегудов — голос Евгения Онегина, Вика Волохова — Ольги Лариной, Максим Сапранов — Ленского. Музыка Чайковского входит в структуру очень органично, потому что Петр Ильич — гениальный мелодист и с мелодикой пушкинских строф сочетается абсолютно. Пока что выявилась на репетициях одна проблема: как нам, артистам, перекрыть мощь и силу звучания оркестра? Оркестр Капеллы замечательный, и в текущих репетициях предстоит найти баланс между нашими голосами, актерской подачей романа — и гениальной музыкой Чайковского.

Материал подготовила Вера Николаева

Фото Юлии Смелкиной