ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА В ИНТРИГЕ ДЖАЗА
ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА В ИНТРИГЕ ДЖАЗА

ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА В ИНТРИГЕ ДЖАЗА

14—16 июля в Шереметевском саду Фонтанного дома Музея Анны Ахматовой

IX Музыкальный фестиваль «Бродский Drive» ставит знак умножения рядом с понятиями «любовь» и «дружба». Любовь в данном контексте понимается как принцип объединения всех людей и вещей. Дружба как публичная версия любви, искренняя и бескорыстная, выступает в качестве катализатора благополучного общества. В большой джазовом weekend’е примут участие петербургские и московские импровизаторы. Десять проектов, разных по стилистике, удовлетворят ожидания самых взыскательных знатоков, подарят гостям фестиваля радость общения в уникальной атмосфере Шереметевского сада, продемонстрируют лучшие грани современного джаза любителям и тем, кто только начинает знакомство с этим бесконечно интригующим видом искусства.

В преддверии события мы пообщались с художественным руководителем фестиваля «Бродский драйв”- одним из лучших джазовых музыкантов России Андреем Кондаковым.

— Что вдохновляло вас при составлении программы в этом году? Расскажите об участниках фестиваля.

— Меня всегда вдохновляет сам формат нашего фестиваля, в котором синтезируются различные стили, направления, жанры, легко переплетаются классика и джаз, фольклор и современная импровизационная музыка, поэзия. Бродский Drive — это в каком-то смысле демонстрация личности музыкантов. Всегда интересно, что предлагает музыкант-философ, гуру современной импровизационной музыки Вячеслав Гайворонский. В этом году мы познакомимся с его новой программой B.A.C.H, подготовленной совместно с квинтетом скрипача Владимира Шуляковского. Помимо произведений гения немецкой музыки И.С. Баха, исполняемых в своем первозданном виде, прозвучат также расшифровки загадочных баховских канонов, новые композиции и импровизации, а последнему, неоконченному произведению Баха «Искусство фуги» Слава придумал полноценное завершение.  

Невероятно активный и плодовитый московский джазовый деятель, композитор, альт-саксофонист и сценарист Алексей Круглов серьезно увлечен поэзией, объединением музыки и слова. На фестивале он представит перформанс по поэме Владимира Маяковского «Люблю». Кстати, именно благодаря усилиям Алексея в России проводился Leo Festival, посвященный деятельности легендарного Лео Фейгина и его лейбла Leo records (Великобритания). На этом лейбле в разные годы было выпущено немало отличных альбомов российских импровизаторов. В частности музыка нашего трио с Владимиром Волковым и Вячеславом Гайворонским.

Одним из хэдлайнеров фестиваля можно смело назвать уникального артиста, пианиста и вокалиста, звезду российского джаза Олега Аккуратова, призера самого престижного вокального конкурса Сары Воэн в США в 2018 году. Олег является еще и финалистом российского телевизионного шоу «Голос». Программа его выступления будет складываться из сольных номеров и музицирования с петербургскими музыкантами, в частности с барабанщиком Егором Крюковских, финалистом первого шоу «Большой джаз» на телеканале «Культура».

В прошлом году уже не в первый раз я принял участие в работе летнего лагеря для молодых джазовых талантов «Арт Таврида» в Крыму. Это мощное мероприятие с обилием мастер-классов и джемов. Именно там я услышал Excite Quintet. Молодые московские музыканты ярко проявили себя, и мы решили их пригласить на наш фестиваль. Проект объединил замечательных ребят, стремящихся к оригинальности и ориентирующихся на все лучшее, что есть в мировом джазе.

Рад, что на фестивале выступит группа нашего петербургского саксофониста, моего частого партнера Дмитрия Семенова, выпускника Berklee College (Бостон, США), виртуозного, интересного солиста.

Резидент нашего фестиваля Владимир Волков с московскими коллегами представит нарративный концерт «Письма любимым» — это новый формат действа, высококонцентрированная любовь в слове и звуке.

Главный популяризатор кубинской музыки в Петербурге, любимец публики, перкуссионист  Йоель Гонсалес выступит с проектом Hang made project. Ханг — это молодой необычный музыкальный инструмент. Его звук сравнивают с арфой или поющими тибетскими чашами. Предполагаю, что Йоель погрузит нас в потрясающую медитацию. Вкратце описать все, что будет происходить на фестивале, сложно. Лучше просто купить билет и прийти в Шереметевский сад, чтобы ощутить все оттенки звука, визуальной составляющей и неповторимой атмосферы этого сакрального места.

— Какой проект представите вы в этом году и что интересного в творческом плане происходит у вас сейчас?

— На фестивале всегда хочется представить что-то неординарное. Одна из идей была сделать проект, связанный с поэзией Максимилиана Волошина, но потом я решил эту идею на время отложить, потому что познакомился с солистом Мариинского театра Григором Вернером. Произошло это относительно недавно, на открытии клуба Игоря Бутмана в Петербурге во время спонтанного музицирования. Так родилась программа Parlami d’amore. В этом проекте много любви и каждый остается самим собой. Будут звучать неаполитанские песни, арии из русских опер, мои авторские инструментальные композиции и даже одна моя песня!

В уходящем сезоне приятно было принять участие в масштабном туре, посвященном столетию российского джаза. Это были концерты в 18 городах нашей страны от Калининграда до Южно-Сахалинска. Такие масштабные туры дарят вдохновение надолго!

Сейчас завершаю работу над несколькими альбомами, в том числе с зарубежными музыкантами, пишу много новой музыки, а впереди плотный график летних выступлений, в том числе на грандиозном Moscow Jazz Festival. Там я задействован в двух проектах, один из которых наш квартет с Игорем Бутманом Blues For Four.

— Анна Ахматова называла стихи Иосифа Бродского волшебными. Как вы считаете, вам удается сохранять драйв, соответствовать открытому космосу поэзии Иосифа Бродского?

— Всем понятно, что уровень духовности Бродского столь высок, что желание соответствовать превращается в процесс. В своих стихах он выходит за рамки действительности. Наше поле — это не массовый плакат, заключенный в жесткие рамки. В мире истинной импровизации все обнажено, приветствуются более тонкие связи. Джаз, который мы выбираем в большей степени можно считать искусством, чем ремесленный джаз, где играют по правилам и шаблонам. Когда рождается волшебство, благодаря партнерам или своим усилиям и устремлениям, ты проваливаешься в этот мир и увлекаешь других за собой. Это, вероятно, и есть высшая цель для нас.

— Джаз в первую очередь ассоциируется с американской культурой, однако популярен в России, и со временем эта популярность лишь укрепляется. С чем вы это связываете?

— Сразу отмечу, что большой вклад в развитие американской музыки внесли выходцы из России. Например, всем известный Джордж Гершвин, который, кстати, не являлся джазовым музыкантом, а писал музыку для мюзиклов, посоветовал взять псевдоним Вернон Дюк еще одному удивительному композитору — Владимиру Дукельскому, который, в свою очередь, тесно дружил с Прокофьевым и Дягилевым. Приходят также на ум такие имена, как Жюль Стайн (Let it Snow), Дмитрий Темкин, Ирвинг Берлин, который родился в Тюмени и написал White Christmas, Chick to Chick и один из первых джазовых хитов Alexander’s ragtime band. Говорят, что русские корни есть и у Ричарда Роджерса. Музыка этих композиторов отличается невероятным мелодизмом. Поэтому не так уж и странно звучит фраза Утесова, что джаз родился в Одессе. Свою лепту в развитие джаза внес и мой друг, партнер, гитарист Андрей Рябов, которого фактически можно назвать американским музыкантом после 20 лет жизни в США. Однако, несколько лет назад он решил вернуться на родину и сейчас является штатной единицей Джазовой филармонии Давида Голощекина. Рад, что он выступит у нас на фестивале в этом году в дуэте с вокалисткой Олесей Ялуниной.

Беседовала Мура Боброва

Фото Олега Аккуратова