В ноябре фестиваль «Золотая маска» вновь представит программу из пяти премьерных спектаклей в Санкт-Петербурге. Северная Венеция увидит спектакли самых разных жанров: современный балет, драматические постановки и эксперимент.
2 и 3 ноября на Основной сцене Александринского театра фестиваль откроется «Вечером современной хореографии» Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В его программе объединены постановки ведущих мировых хореографов: «Kaash» Акрама Хана, «Маленькая смерть» Иржи Килиана и номинант этого года – «Autodance» Шарон Эяль, принесший балерине Оксане Кардаш Национальную театральную Премию за «Лучшую женскую роль в балете».
Европейские и восточные традиции переплелись в судьбе Акрама Хана. Многоликий современный танец породнился с древними регламентированными нормами катхак: кружения, дроби ног и замысловатые движения рук. Под электронные мелодии, шумы, скрежеты и неумолимые удары перкуссии разворачивается бессюжетная история. Хореограф сокрушается, что люди, ослепленные темными страстями, не только перестали понимать природу, но и потеряли интерес к тому, о чем она шепчет, и Kaash – отчасти высказывание на эту тему.
Продолжит фестиваль спектакль «Костик» Московского театра им. А.С. Пушкина с Викторией Исаковой, Марией Смольниковой и Александром Матросовым в главных ролях. 23 и 24 ноября на Основной сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова. Костик – это Константин Треплев, герой пьесы Чехова «Чайка», в которой драматург сталкивал представления о старом и новом искусстве. Спектакль обескураживает и ошеломляет и точно не оставит равнодушным.
25 и 26 ноября на Новой сцене Александринского театра зрителей ждёт совместная работа театра «Практика» и Мастерской Брусникина – «В кольцах». Спектакль творческого тандема режиссера Марины Брусникиной и сценографа Полины Бахтиной. Марина Брусникина не в первый раз адаптирует для сцены совсем не театральные произведения. Метод, вроде бы, один – ритмизация прозы, переложение текстового массива на актёрское многоголосье, но к каждому автору Брусникина подбирает свой «аудиовизуальный» ключ. Работу художника Полины Бахтиной не назовёшь иначе, как сценографическим подвигом. Некоренная москвичка Нина снимает ветхую однокомнатную «набекрень-хрущёвку»; из её окон впервые открывается захватывающий вид на апокалипсис. Нехитрое, казалось бы, дело, вписать однушку в крошечное пространство «Практики»; но квартирка непростая, а волшебная.
Дилогия «Коромысли» и «[Сыра земля] Коромысли. Глава 2» Новосибирской лаборатории современного искусства представит новое, но уже знакомое петербургскому зрителю имя – режиссера Полину Кардымон. Первая и вторая главы аудиального перформанса будут показаны 26 и 27 ноября на Малой сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова и станут завершающим событием фестиваля.
В двухчастном спектакле Полины Кардымон «Коромысли» изучается феномен славянского фольклора. На сцене перформерки, «предоставляющие» свой личный телесный и эмоциональной аппарат для того, чтобы быть окруженными традицией. Осознать, что традиция живет не во внешнем мире, параллельно тебе, а внутри тебя как коллективное бессознательное.
Полина Кардымон во второй части аудиального перформанса «Коромысли» – [Сыра земля] снова обращается к корням. Если в первой части была явлена дистанция между нами сегодняшними и текстами песен наших предков, которые мы уже не всегда способны понять, то во второй, скорее, совершается попытка осмыслить опыт коллективности, вернуть человеку право на первобытные дикие чувства, требующие длительного интенсивного проживания. Текстовые комментарии не только раскрывают перед зрителем личности перформеров, но и создают ритмическую структуру спектакля, позволяя выстраивать отношения с текстами обрядовых песен – оно может быть иронически отстраненным или, наоборот, подчеркивать схожесть с сегодняшними терапевтическими практиками. Проследить изменение взгляда на тему смерти в обществе. Это лаконичная, скупая по средствам выразительности работа, построенная на глубоком исследовании эмоционального опыта человека, ненавязчиво предлагающая задуматься о том, какое место в нашей жизни, лишенной коллективности, занимает сопричастность и как она может проявляться.
Осенью 2022 года фестивали «Золотой Маски» запланированы в 12 городах, в том числе в Улан-Удэ, Гусиноозерске, Красноярске, Лесосибирске, Норильске, Шатуре, Петрозаводске, Костомукше, Омске, Череповце, Костроме. Завершится программа в Санкт-Петербурге. Программа Фестиваля «Золотая Маска» в городах России проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Генеральные партнеры – Благотворительный Фонд Михаила Прохорова и Сбер. С 2019 года проект в Санкт-Петербурге проходит при поддержке ПАО «Газпром». Второй год подряд партнером программы стала Группа «Илим».
«Золотая Маска» – не только авторитетная и престижная награда в области театрального искусства, но настоящий культурный институт, который выполняет важные, стратегические для театра задачи. Особое внимание «Золотая Маска» уделяет гастрольной деятельности, с 2000 года организуя фестивали в городах России. Делая доступными лучшие образцы современного театрального искусства зрителям в самых разных городах России, Фестиваль стремится к преодолению культурных барьеров внутри страны. За это время было проведено более 170 проектов в разных городах от Южно-Сахалинска и Хабаровска до Архангельска и Сочи.
Материал подготовила Паулина Шмидт