Гала-концертом «Звезды — с любовью!» отметит 55-летие Большой концертный зал «Октябрьский», который 30 октября соберет на свой день рождения артистов двух столиц. Все они с удовольствием откликнулись на приглашение принять участие в праздничном марафоне, потому что у каждого с этим залом связано доброе воспоминание.
О судьбе зала «Октябрьский», его друзьях и по-особому памятных событиях мы беседуем с директором, художественным руководителем БКЗ Эммой Лавринович. Сама она уже полвека работает здесь, пройдя путь от администратора до руководителя зала. Причем на должность директора 34 года назад ее на волне демократических перемен выбрал сам коллектив.
– Эмма Васильевна, сейчас уже с трудом верится, что «Октябрьский» начинал свою историю как режимный зал особого назначения. Это действительно так?
— Он проектировался как киноконцертный зал. Но в какой-то момент первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Васильевич Романов по аналогии с Кремлевским дворцом в Москве решил сделать «Октябрьский» правительственным залом для проведения официальных государственных праздников. У нас появился куратор из КГБ. И все же, несмотря на строгости, мы понемножечку сумели доказать, что должны, кроме официальных мероприятий, вести концертную деятельность. К счастью, нам это удалось.
— Давайте вспомним какие-то совершенно особые моменты из жизни зала. Кто тут побывал?
— В 1971 году у нас дал свой легендарный концерт Дюк Эллингтон. На нашу сцену выходила Джина Лоллобриджида. Здесь представлял свой фильм Оливер Стоун, похваливший наших техников за отличный звук и хорошую картинку. У нас выступал балет парижской Гранд-Опера. А из наших собственных программ могу вспомнить потрясающий вечер музыки Скрябина с цветовой партитурой, над которой трудилась целая научная лаборатория. За два дня до этого концерта улетели все билеты.
— А как возник ваш цикл «Концерт — в день рождения»?
— О, это интересная история. В то время я жила в доме рядом с нашим залом. Моей соседкой там была Эдита Пьеха. И 31 июля большое число ее фанатов заполняло всю лужайку перед домом, мечтая поздравить Эдиту Станиславовну с Днем Рождения. И однажды я предложила ей в такой день собрать своих поклонников в «Октябрьском». Она удивилась, но согласилась. На том вечере было без преувеличения море цветов. И все прошло замечательно. Потом это начинание подхватил Валерий Леонтьев. И Александру Розенбауму эта идея понравилась, и Елене Ваенге. И даже Сережа Безруков обратился ко мне с просьбой: «А можно я у вас выступлю на свое 35-летие?» Нам это было очень приятно.
— Вашему залу принадлежит и рекордный концертный марафон. Как вам вспоминаются те концерты Филиппа Киркорова?
— Филипп все свои первые сольные программы репетировал здесь. И была история, когда в стране произошел дефолт, который ударил по карману абсолютно всех. Мы сначала пошутили с ним по поводу 30 концертов, а потом решили все-таки попробовать — вопреки всему, что творилось в стране. Сделали доступные по стоимости билеты. Филипп создал потрясающую сцену. Было ощущение, что это маленький Лас-Вегас. После первого концерта у нас осталось непроданных 60 билетов на 3 700 мест. А со второго дня у нас уже с раннего утра выстроилась очередь во все кассы. Сарафанное радио сработало моментально. Один выходной мы Филиппу сделали — в понедельник, а уже на вторую неделю отменили все выходные. Ажиотаж был огромный! Концерты Филиппа продолжались до конца ноября. И тут на волне успеха он просит дать ему дополнительный концерт. Но это было невозможно, поскольку в начале декабря у нас были запланированы три вечера «Золотого кольца» с Надеждой Кадышевой. Как вдруг буквально за три дня до окончания гастролей Филиппа звонит директор Кадышевой и просит отменить концерты, поскольку Надя попала в больницу с воспалением легких. Так Филипп дал дополнительных три концерта и был совершенно счастлив. Этот случай попал в 1998 году в Книгу рекордов Гиннесса.
— Как бы вы охарактеризовали профессионализм коллектива «Октябрьского»?
— Коллектив у нас замечательный, созданный десятками лет. Светлая память нашему завпосту Юрию Константиновичу Будилину, у которого была любимая фраза: «Октябрьский — это не работа, а образ жизни». Это действительно так. К примеру, нужна ночная монтировка — и люди остаются на ночную смену, не требуя ничего дополнительно к зарплате. Приходят молодые артисты и говорят: «Мы много слышали о вашем добром, теплом зале, но никогда не думали, что это так на самом деле. Как же у вас по-домашнему уютно!» А Иосиф Давыдович Кобзон, участвовавший в самом первом концерте, вообще считал, что «Октябрьский» — это намоленный зал.
— Как на протяжении десятилетий менялись ваши директорские приоритеты?
— Иногда говорю, что я — неправильный директор. Мне незазорно сбегать и отнести чашку кофе артисту. Могу в час ночи поехать встретить артиста в аэропорт или на вокзал. После концерта, как ни тяжело бывает после бурного рабочего дня, я не ухожу, пока не пообщаюсь с артистом. Потому что им это нужно, потому что за два-три часа они отдают залу столько своей энергетики, что после концерта им нужна подпитка. Я у артистов, которые здесь выступали, знаю всех их бабушек, дедушек и внуков. Дверь в приемную не закрываю. Любой сотрудник в любой момент может прийти и выразить свою радость или неудовольствие. Говорят, что я очень строгий директор. Но без этого тоже не может быть организации. И все это на протяжении десятилетий не меняется.
— Какие поводы для оптимизма есть у директора зала «Октябрьский»?
— Всю жизнь я стараюсь жить и работать с мыслью, что нельзя опускать руки. Несмотря на трудности, всегда можно найти выход. Наша задача состоит в том, чтобы дарить людям позитив. И когда я вижу счастливые глаза зрителей, выходящих с концерта, то понимаю: мы не зря работаем.
Беседовал Олег Сердобольский
Р.S. В гала-концерте «Звезды — с любовью!» примут участие
Лариса Долина, Валерия, Зара, Жасмин, Елена Ваенга, Филипп Киркоров, Стас Михайлов, Олег Газманов, Денис Майданов, Дмитрий Харатьян, Илья Резник, Василий Герелло, Игорь Корнелюк, Наташа Королева, Петр Дранга, группа «Земляне», балет «Тодес» Аллы Духовой. Все они будут работать без гонорара. По этому поводу Эмма Лавринович вспомнила, как в один из юбилеев зала Михаил Задорнов вышел на сцену на руках, а после, встав у микрофона, сказал: «Теперь я понял, какой самый замечательный концерт в жизни артиста — когда он работает бесплатно».