Как бы странно ни звучала эта фраза, но именно она вполне могла бы стать слоганом легендарного мюзикла «Обыкновенное чудо» (по мотивам пьесы Евгения Шварца), премьера которого состоялась в ТЮЗе им. А.А. Брянцева. Эта волшебная история знакома многим по одноименному фильму Марка Захарова. Но прошу вас, дорогие читатели, не путать и не сравнивать два этих творения. Несомненно, режиссер постановки Алексей Франдетти и вся творческая команда отдали дань уважения и памяти великому, на мой взгляд, фильму. Однако это совсем не помешало им создать историю с абсолютно другим смыслом.
Одна деталь: маленький паровозик, бегущий по рельсам на авансцене, напомнил мне начальную сцену фильма по еще одной прекрасной пьесе Е. Шварца — «Тень» (1972 г.). Да и в целом художники Вячеслав Окунев (сценография) и Виктория Севрюкова (костюмы) постарались на славу. Яркие костюмы в зеленой, синей и красной гаммах погружают зрителя в атмосферу французского кабаре, эпатажного модного показа и маскарада в одном. Декорации в виде огромной светящейся лестницы варьете не вычурны, не отвлекают от действа и не создают ощущения избыточности, но будто сковывают всю эту сказочную историю. Возникает ощущение такого городка в табакерке В. Одоевского: открываешь крышку-занавес и с интересом наблюдаешь за происходящим внутри коробочки — такая фантазия на тему «театр в театре». Но, с другой стороны, может, Волшебник все именно так и задумывал?
Искренняя благодарность режиссеру и артистам за то, что они не стремились повторить образы, уже созданные до них и полюбившиеся зрителям, а попытались найти свое видение героев. Король (Алексей Титков) — ядерная смесь самодура, тирана, деспота, сатрапа с замашками рок-звезды мирового масштаба. Министр-администратор (Кузьма Стомаченко) не лишен обаяния, но являет собой воплощение пошлости и прагматизма, взяв на себя роль главного злодея.
Первый министр (Виктор Коротич) в котелке и с тросточкой с первого взгляда очень смахивает на Чарли Чаплина, а его манера двигаться, походка и ужимки окончательно тебя в этом убеждают. Искрометная Эмилия (Нонна Гришаева/Анна Мигицко) — скала снаружи, но чуткая, добрая, нежная, любящая внутри. Трактирщик Эмиль (Владимир Чернышов) — настоящий джентльмен: благороден, воспитан, добр, элегантен. Охотник в исполнении Дениса Гильманова — абсолютно бесшабашный тип! Таких на Диком Западе называли лихими ковбоями.
Принцесса (Юлия Дякина) и Медведь (Иван Коряковский) — трогательная пара и, самое главное, живая и настоящая, что, к сожалению, редкость в современном театре. В их любовь действительно веришь, ИМ веришь. Вот они увидели друг друга и полюбили. Здесь и сейчас! Они оба проходят непростой путь взросления. Она — от наивной девочки в короткой юбочке к полной нежности и любви элегантной «леди ин ред». Он — от незрелого, импульсивного мальчика до настоящего мужчины, ответственного за свои слова, поступки и знающего цену любви.
Это чудесная история о безусловной любви, но в ее центре вовсе не Принцесса и Медведь, а сумасбродный Волшебник (Иван Ожогин) и добрая Хозяйка (Мария Матвеенко). Две романтические пары: Принцесса-Медведь и Эмиль-Эмилия, как параллельные реальности, как два варианта пути, которые в своей любви могли пройти Волшебник и его жена. Так уж устроены люди: нам не дано еще раз повторить собственный путь любви, вновь испытать те эмоции и с новой силой полюбить близкого человека. А вот волшебникам это под силу. Вот он и создает сказку для любимой, но для нее ли? Или все же для себя? «Спи, родная моя. Я, на свою беду, бессмертен. Мне предстоит пережить тебя и затосковать навеки».
P.S. На заметку зрителю! Если вы соберетесь на этот спектакль и купите для любимого артиста букет или презент, не пугайтесь, когда на входе вас попросят их подписать (кому) и отдать капельмейстеру. В этом спектакле очень сложная сценография и открытая оркестровая яма. Во имя вашей безопасности следуйте правилам. Не волнуйтесь, ваша любовь дойдет до адресата!
Евгения Барабанова