«СОВРЕМЕННИК» НА ПЕТЕРБУРГСКОЙ СЦЕНЕ
«СОВРЕМЕННИК» НА ПЕТЕРБУРГСКОЙ СЦЕНЕ

«СОВРЕМЕННИК» НА ПЕТЕРБУРГСКОЙ СЦЕНЕ

Петербургские зрители смогли увидеть четыре спектакля легендарного московского театра «Современник», три из них — впервые. Это стало возможно благодаря программе «Большие гастроли» Министерства культуры России и усилиям продюсерского агентства «Царская ложа».

На основной сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова прошли два спектакля.

В «СОБРАНИИ СОЧИНЕНИЙ» по пьесе Евгения Гришковца в постановке Владимира Рыжакова в главной роли — народная артистка России Марина Неелова. Рядом с ней прекрасные артисты: Алена Бабенко, Дмитрий Лысенков, Светлана Иванова и другие. Немногие актрисы в своей жизни удостаиваются такой чести, чтобы персонально для них драматург написал пьесу. Так произошло с Евгением Гришковцом, решившим написать для обожаемой актрисы бенефисную роль — как приношение таланту. Написал на свой страх и риск, не понимая, как ее примет актриса. Неелова прочла и поняла, что там есть что играть, и судьба пьесы была решена.

В центре сюжета — вдовствующая хозяйка огромной старинной московской квартиры, полной уникальных книг, которой предстоит решить, что делать со своей судьбой, как жить дальше. Не по привычке, не по накатанному, не доживать, а именно — жить? Перед нами Марина Сергеевна Филатова и ее дети: Коля, Таня и Сережа. Совсем взрослые, самостоятельные. У них все схвачено и распланировано. И только один вечер, собравший их в родительском доме — том самом, где каждый уголок наполнен памятью, способен перевернуть мир с ног на голову. Вскрыть старые обиды, ютившиеся где-то в самом дальнем закоулке сознания, и заставить задуматься о том, кто ты и куда идешь. «Это спектакль и пьеса о времени сегодняшнем, о пересечении поколений, о любви и непонимании, о желании понять и неумении понять, они все очень любят друг друга, но не знают, как им встретиться на одной орбите», — говорит Марина Неелова.

Здесь же состоялся спектакль «ИНТУИЦИЯ». Наш последний день здесь и первый Там. Каким он будет? Кто нас Там встретит? О чем мы будем говорить? Александр Цыпкин и Константин Хабенский задались этими вопросами — так появилась пьеса «Интуиция», которую поставил режиссер Данил Чащин. 13 монологов о последнем мгновении перед смертью. 13 нелепых, странных и ужасно горьких человеческих историй. Герои спектакля оказываются в пространстве, отдаленно напоминающем чистилище Данте Алигьери. Решение о том, куда они попадут дальше, принимают две сущности. Зрители также могли повлиять на судьбу героев, отдав свой голос за того персонажа, который, по их мнению, заслуживает сожаления и еще одного шанса прожить свой последний день. Голосование прошло в режиме реального времени на сайте.

Писатель Александр Цыпкин рассказывает:

— «Интуиция» задумывалась как некий поход к психологу. Именно сейчас этот спектакль оказался наиболее востребованным, когда какие-то пустые переживания, мелочи ушли на второй план, на первый план встали самые важные вопросы: жизнь, смерть, любовь, принятие решения. Мы понимаем, как хрупка человеческая жизнь, как хрупок мир. В ситуации, когда каждый день все меняется, спектакль, который по меньшей мере заставляет человека задуматься, а что нужно сделать прямо сейчас, чтобы потом не раскаиваться, — мне кажется, он нужен.

Режиссер Данил Чащин вторит автору: «Для меня эта история про то, что человек внезапно смертен. Про то, что никто не знает, что будет с ним через час. И если у нас накопились слова, которые мы давно хотели сказать, такие, как «прости меня», «помоги мне», «я люблю тебя», то их нужно говорить как можно быстрее, возможно, через час такой возможности уже не будет. Я понимаю, что этот спектакль нужен не только нам, но и людям, которые на него пришли, потому что это история про человека».

Еще два спектакля были сыграны на Новой сцене Александринского театра.

Это «КАК РАСТУТ АНАНАСЫ» по документальному тексту Казимира Лиске в постановке Георгия Суркова. В главной роли Игорь Гордин. «Как растут ананасы» — история боли и прощения, великой любви и веры, способная перевернуть привычный взгляд на мир. Этот материал был впервые поставлен в театре «Практика» в 2015 году самим Казимиром Лиске — американским актером и режиссером, окончившим Школу-студию МХТ и трагически погибшим в 2017 году. Он услышал по радио историю о переписке фермера Гектора Блэка и убийцы его дочери Айвана Симпсона, отбывающего пожизненное заключение. Режиссер разыскал Блэка в Атланте и получил от него толстую пачку писем, которые и поставил в той же последовательности, в которой читал, — от последнего к первому. От невинных открыток на Рождество, пожеланий здоровья и сводок об урожае в саду к первым, самым мучительным шагам навстречу друг другу. Получилась душераздирающая, не постижимая для нашего сознания история христианского прощения, возникшая там, где должна быть одна ненависть. Переписку герои ведут в течение 15 лет. Они как будто представители двух разных миров, максимально непохожие, чужие друг другу люди, которые вопреки всем обстоятельствам становятся родными, срастаются своими сердцами. Документальный текст Казимира Лиске беспощаден. В его прозрачной структуре соединены те смыслы, для соприкосновения с которыми нужна большая смелость. Чтобы пройти через них вместе с героями, придется отказаться от оценочных суждений, равно как и от представлений о добре и зле. В последней сцене, когда Гектор — Игорь Гордин пишет свое первое письмо убийце дочери, страшная, мучительная боль и сжигающая ненависть вибрируют в каждом его слове. Тем невероятнее звучат эти слова: «помоги мне найти способ простить тебя».

Здесь же, на Новой сцене Александринского театра, показали легендарный спектакль «ШИНЕЛЬ» по повести Н.В. Гоголя в постановке Валерия Фокина. Это не хрестоматийная версия классического произведения. Постановка сулила множество сюрпризов. Например, в роли Башмачкина перед зрителями предстал не мужчина, а женщина! И была это не кто иная, как Марина Неелова. Это, пожалуй, самая необычная роль актрисы. В той версии «Шинели», которую предлагают зрителям режиссер и актриса, классический гоголевский персонаж предстает в новом прочтении. Он уже не гоголевский современник, а вполне себе «герой нашего времени». Но над временем поднимается не только частная судьба Башмачкина, но и вся в целом основная тема этого произведения Н.В. Гоголя: «маленький человек» стал за минувшее время еще меньше и ничтожнее. И по контрасту с ним бесы, черти и духи этого, а может быть, и нашего сегодняшнего фантасмагорического мира выросли до небес и полезли из всех щелей. «Шинель» превратилась в мистическую историю, наполненную потусторонними явлениями. Марина Неелова о своем герое говорит так: «Я всегда испытывала невероятное сострадание к нему, к Акакию Акакиевичу, — маленькому и несчастному, — но вдруг мне стало казаться, что для его счастья нужно так немного: любимые буквы — счастье, пробуждение — счастье, тепло и луч солнца и когда никто не мешает — тоже счастье, а написание фразы — как подарок и рождение музыки. А новая шинель — как влюбленность и любовь. Она, эта любовь, — открытие незнакомой жизни, запах новой ткани, блеск нового воротника, ее тепло и ее — это никогда еще не испытанное — объятие, и «как будто я и не один, как будто какой человек… подруга жизни…». Поддавшись искушению любви, соблазну, нарушив свой привычный ритм жизни, в какой-то степени изменив себе, он уже не сможет пережить потери. В каждом из нас в том или ином виде живет Акакий Акакиевич, если есть в нас душа — душа ли ребенка, старца, мужчины, женщины; каждый из нас хоть на минуту или секунду был им, каждого из нас хоть раз в жизни обокрали — душевно ли, духовно, физически, каждый когда-то был нелюбим, одинок… Эти странные, а впрочем, вполне естественные наши пересечения, сближения, сопереживания… чувства… Он ведь брат наш…»

Вера Николаева

Фото предоставлены пресс-службой театра «Современник»