В середине июня продолжится гастрольный тур в рамках празднования 100-летия Московского академического театра им. Вл. Маяковского.
16 июня на сцене ДК Выборгский «маяковцы» покажут блистательный спектакль «Бешеные деньги» по комедии А.Н.Островского, поставленный Анатолием Шульевым (ныне – главным режиссёром Московского театра им. Евг. Вахтангова) в честь юбилея народной артистки России Светланы Немоляевой. Рядом с ней на сцене в роли Лидии Чебоксаровой – внучка, актриса Полина Лазарева. Об актуальности пьесы говорить не приходится – деньги, как и жажда красивой жизни, всегда были одним из самых главных мотиваторов. Большая часть героев спектакля – представители разорившегося московского дворянства: они еще ездят в экипажах, пьют шампанское, держат слуг, но все это в долг. Тогда как зарождающиеся буржуа, наоборот, думают о том, «как бы из бюджета не выйти», ведь деньги для них – трамплин в высшее общество, инструмент силы. «В наше время разбогатеть очень даже возможно» – говорит один из главных героев пьесы, амбициозный предприниматель Васильков (Алексей Дякин). Чужак и провинциал, он маниакально влюблен в богатую московскую красавицу Лидию (Полина Лазарева), как, впрочем, и вся московская знать. Для Лидии же и её матери (Светлана Немоляева) в эпоху бурных сдвигов, когда все их знакомые замучены долгами и кредитами, а отец разорен, главное – это сохранить положение и «жизнь с приятностями». Единственный шанс это сделать – получить состояние, то есть «удачно выйти замуж». Васильков одержим Лидией, а Лидия одержима деньгами. И чтобы Василькову достичь «светлой жизни и счастия», а Лидии, наконец, с головой нырнуть в «блеск и безумную роскошь», кому-то из них двоих придётся пойти на уступки или изменить своим убеждениям. В спектакле Театра Маяковского нет дидактики и каких бы то ни было нравоучений – здесь пытаются показать на сцене живых людей и пробуют разобраться в их человеческой сущности. Островский не нуждается в принудительном осовременивании. Коллизии его пьес о пороках и достоинствах всегда актуальны — время идет, а люди не меняются… От героини Светланы Немоляевой, любой ценой устраивающей счастье дочери, глаз не оторвать.
17 июня там же в ДК Выборгский сыграют знаменитый спектакль «Плоды просвещения» по пьесе Л.Н.Толстого. Спектакль посвящен великому режиссёру Петру Фоменко, в его постановке пьеса долгие годы шла на этой сцене. Новая постановка – не реконструкция, но «цитаты» из фоменковского спектакля присутствуют. Играют в спектакле Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Владимир Гуськов, Светлана Немоляева, Татьяна Аугшкап, Людмила Руденко и другие. В утренней суматохе богатого московского дома снуют слуги, беспрерывно звонят в дверь посетители: артельщик от Бурдье с платьем для молодой барыни, интересующийся всем на свете господин Сахатов, непутевый буфетчик, элегантный доктор. Не торопясь, к завтраку спускаются и хозяева дома, чтобы в очередной раз погрузиться в разговоры о медиумах, спиритизме и сеансах. Череду визитов продолжают нежданные гости – мужики из Курской деревни, хлопочущие о покупке земли. Как это ни парадоксально, но главный вопрос их жизни решит находчивая служанка. Первая ремарка у Толстого – «молодой и красивый лакей глядится в зеркало и прихорашивается». Ее-то и взяли за основу художник Сергей Бархин и режиссер Миндаугас Карбаускис, воплотив в декорациях само театральное понятие «зеркало сцены». Именно зеркало стало своеобразным паспарту к спектаклю: вот неловкий буфетчик репетирует роковой взгляд, старательно причесывает свою лысину господин Сахатов, лакей Григорий, красуясь, вспоминает свои любовные победы, хозяйка дома, проходя мимо, поправляет свою прическу, а служанка Таня усердно начищает его до блеска тряпкой. Спектакль «Плоды просвещения» – один из самых густонаселенных спектаклей в репертуаре – в постановке задействованы все поколения труппы Театра. Многие артисты играли и в спектакле Фоменко. Но если раньше, к примеру, Игорь Костолевский исполнял роль Василия Леонидыча Звездинцева, то сейчас он играет его отца, Леонида Фёдоровича. Как и в постановке Фоменко роль профессора Кругосветлова исполняет Михаил Филиппов. Наравне с мэтрами театральной сцены в спектакле занято много талантливой молодежи: горничную Таню, «движущую силу всего действа», играет Наталья Палагушкина, в роли Василия Леонидыча Звездинцева – Владимир Гуськов. На сцене выверен каждый жест, поставлены интонации, кажется, что даже паузы отрепетированы. Это очень целостный спектакль, работающий как часы. Элегантная, но не старомодная комедия без намека на вульгарность или банальные карикатуры, радостный пример редкого сегодня театрального совершенства
Гастроли продолжатся на сцене БДТ им. Г.А.Товстоногова. 19 июня будет сыгран спектакль «Русский роман». Это своеобразная семейная сага, вариация на тему романа «Анна Каренина», в которой Лев Николаевич Толстой выступает не только как автор своего шедевра, но и как автор своей же семейной драмы. Бывают романы, построенные на жизни автора. Но бывают и такие, которые в будущем строят жизнь автора. Либо ее ломают. И тогда в этом слиянии реального и художественного автор становится самой трагичной фигурой своих творений. Спектакль Миндаугаса Карбаускиса – тонкое, метафизическое соединение биографии и творчества Льва Николаевича Толстого. Вместе с драматургом Марюсом Ивашкявичусом режиссер сплетает события личной жизни Толстого и его романа «Анна Каренина». Вместе с сыновьями и дочерьми Софья Андреевна, жена Толстого (в уникальном исполнении народной артистки России Евгении Симоновой), пытается отвоевать у Облонских и Карениных место в судьбе мужа и разобраться, чья история первична: его литературных возлюбленных или же ее собственная. Рифмы реальности и сцен из «Анны Карениной» граничат с помешательством жены гения, заблудившейся где-то на страницах его романа. В спектакле есть ещё одна выдающаяся актерская работа – роль Черткова, друга Толстого, в исполнении Татьяны Орловой. Спектакль – лауреат премии «Золотая Маска» в трёх номинациях.
20 июня там же будет показан спектакль «Бердичев» режиссёра Никиты Кобелева. Автор пьесы – драматург, прозаик, сценарист Фридрих Горенштейн. В России известен прежде всего своими работами в кино: автор сценариев к фильмам «Солярис» Андрея Тарковского, «Раба любви» Никиты Михалкова. «Бердичев» – сага о послевоенной жизни, охватывающей тридцать лет — с 1945 по 1975 год. В центре повествования – судьба двух сестёр, Рахили и Злоты, и их семьи. Здесь шьют платья на заказ, а также скандалят, проклинают так, что от этих проклятий можно лежать в земле разрезанными на кусочки. Здесь варят варенье и хороший суп «с мука и говяжий жир», а Брофенмахер из горкомхоза хочет носить через эту квартиру свои помои. Но у него это не получится: у Рахили – характер. Рахиль невозмутимо гладит белье и также невозмутимо кричит «Пожар!». И также невозмутимо живет жизнь.
С двумя женщинами проживает злобный подросток Виля (свой характер Горенштейн выписал беспощадно), который тоже постоянно их проклинает. Плача и смеясь, герои говорят «Ой вей з мир! Я имею отрезанные годы!» Об этих отрезанных годах – о жизни – речь в спектакле. Шифоньер, швейная машинка Зингер, обеденный стол, кровати с железной спинкой, салфетки ришелье – в спектакле живет и дышит послевоенный советский быт, который сохранялся десятилетиями, хоть менялись радиолы и добавлялись холодильники. Буфет, центр этой бердичевской космогонии, незыблем все 30 лет: потому что буфет – это буфет. На сцене воссоздана и бердичевская водонапорная башня – но уже в театральном макете. Башня сгорала, была разрушена, перекрашена – у нее как и у семьи Капцан-Луцких биография на фоне эпохи.
Режиссер Никита Кобелев рассказывает: «Эта пьеса касается не только еврейской семьи, но и самого понятия семьи. Рахиль, основная героиня, портит жизнь дочери и очень сильно влияет на судьбу своих детей, да и всех окружающих. Но чем больше они стараются стать непохожими на родителей, тем, видимо, больше между ними появляется сходства. История рода – это почти всегда конфликт нового поколения и предыдущего. У Горенштейна он тоже есть. Но сквозь конфликты в этой семье проступает привязанность, любовь, которая глубоко скрыта, возникают очень странные, тонкие связи между людьми, которым пришлось жить долго – в одно время, в одном месте. «Бердичев» – это история рода еще и в том смысле, что при всех разрушительных процессах остается стержень отношений и, конечно, остается память. Они вспоминают тех, кого уж нет, и через одну семью в еврейском городке перед нами встает история XX века». В ролях сестер Рахили и Злоты – блистательные Татьяна Орлова и Татьяна Аугшкап.
Материал подготовила Вера Николаева
Фото предоставлены пресс-службой Театра им. Вл. Маяковского