ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО: РОМАНТИК РАХМАНИНОВ БЫЛ НОВАТОРОМ В МУЗЫКЕ
ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО: РОМАНТИК РАХМАНИНОВ БЫЛ НОВАТОРОМ В МУЗЫКЕ

ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО: РОМАНТИК РАХМАНИНОВ БЫЛ НОВАТОРОМ В МУЗЫКЕ

В Петербурге открылся фестиваль «Сергей Рахманинов. Последний романтик», который представит разные грани творчества композитора. Фестиваль, посвященный 150-летию со дня рождения классика русской музыки, открыл художественный руководитель Музыкального театра имени Федора Шаляпина маэстро Фабио Мастранджело.

Праздник начался концертом в Большом зале Филармонии имени Дмитрия Шостаковича — бывшем Дворянском собрании, с которым связаны многие события в жизни Рахманинова. Солистом на открытии выступил заслуженный артист России Борис Березовский, который исполнил с оркестром «Северная симфония» Третий фортепианный концерт композитора. Фестиваль, состоящий из трех программ, продолжится концертами 19 мая и 19 июня, которые пройдут в зале Музея Фаберже и в «МТС Live Холле». О проекте рассказывает Фабио Мастранджело.

— Маэстро, вы назвали свой фестиваль «Последний романтик». Значит ли это, что творчество Рахманинова будет представлено как нечто отдельное от музыкальных новаций ХХ века?

— Вовсе нет. Хотя современники часто обвиняли Рахманинова, что он пишет музыку другого века, эти упреки, на мой взгляд, совершенно несправедливы. Говорю об этом не потому, что Сергей Васильевич — мой любимый композитор независимо ни от каких юбилеев, а по справедливости. Да, конечно, он последний романтик, он писал романтическую музыку, тем не менее очень прогрессивную. Доказательством тому его Четвертый фортепианный концерт, поэма «Колокола», «Симфонические танцы», которые прозвучат на нашем фестивале. Они очень прогрессивны по музыкальному языку и, как я считаю, не уступают по оригинальности музыке Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева. Ну, к примеру, Прокофьев в «Ромео и Джульетте» воспользовался неожиданным для конца 30-х годов инструментом — саксофоном. А Рахманинов в те же годы пишет «Симфонические танцы», в которых передает саксофону самую православную тему в этом произведении. А «Колокола» уже являются симфонией в стиле Густава Малера, потому что там есть солисты, есть хор и огромный симфонический оркестр. Мы привлечем к исполнению вместе с нашим хором и Петербургский камерный хор Николая Корнева. 

— Какие особенности учитывались при формировании программы?

— Мы старались представить слушателям какой-то новый взгляд на известные произведения. Приведу хотя бы один пример, связанный с фортепианным циклом Рахманинова «Этюды-картины». Я вспомнил, что Сергей Васильевич дружил с итальянским композитором Отторино Респиги, который оркестровал пять его этюдов-картин. Мы уже исполняли эти этюды. Но в наши дни молодой московский композитор Илья Кононов захотел продолжить эту историю и оркестровал еще четыре этюда-картины. И я подумал, что будет интересно сопоставить оркестровку Кононова и Респиги. Причем, поскольку я пианист в первом деле, а дирижер потом, мне захотелось внести какие-то свои пианистические артикуляции. Поэтому я позволил себе чуть-чуть исправить оркестровку Респиги и сделал свою версию.

— Среди солистов-пианистов — участников фестиваля наряду с маститым Борисом Березовским объявлен молодой Илья Папоян. Это ваш новый партнер?

— Да, это новое яркое имя. Он лауреат международного конкурса имени Рахманинова, который Денис Мацуев организовал среди пианистов. Илья является участником программы Сергея Ролдугина в Доме музыки. Я уверен, что Илья будет следующим Владимиром Ашкенази, поскольку он играет практически без ошибок, очень умно, высокопрофессионально, и тем не менее в его игре присутствует очень тонкая страсть. Он исполнит в зале Музея Фаберже Четвертый концерт Рахманинова. Там же в кантате «Весна» выступит солист нашего театра Тигрий Бажакин. Кстати, на премьере кантаты «Весна» в Мариинском партию солиста исполнял Федор Шаляпин.

— Ваш театр с нынешней весны носит имя Шаляпина, который был близким другом Сергея Рахманинова. Отразится ли как-то эта тема в программе фестиваля?

— Я вообще считаю, что Театр имени Шаляпина имеет особое право принимать участие в Годе Рахманинова. Эти два гениальных ровесника дружили всю жизнь, помогали друг другу.

История их дружбы началась с «Алеко», в которой главную партию на премьере исполнял Шаляпин. Эта опера не вошла в программу нашего фестиваля, но мы ее исполним в середине мая в содружестве с Международной академией музыки Елены Образцовой.

Мне как итальянцу приятно вспомнить, что есть эпизод, который связывает Шаляпина, Рахманинова и Италию. Федор Иванович дебютировал в Театре Ла Скала партией Мефистофеля в одноименной опере Арриго Бойто. Для тех времен эта партитура была очень прогрессивна. Шаляпин обратился к Рахманинову: «Сережа, помоги, пожалуйста». И Рахманинов сидел за роялем, готовил друга к дебюту в опере, которой дирижировал Артуро Тосканини. А маэстро был очень строгим, даже чересчур. Но, начав репетиции с Шаляпиным, он сказал: «Ладно, вам можно вести себя свободно. Вы великий певец». Вот так Италия, Театр имени Шаляпина, Шаляпин и Рахманинов — все, слава богу, связано в нашей истории. И я надеюсь, что наши поступки могут помочь миру вспомнить о том, что мы все дружим, что культура является самым большим мостом, который только мы можем придумать. И я как гражданин Италии и России и как музыкант надеюсь, что музыка сможет реализовать эту мечту, чтобы мы все жили мирно.

К беседе подключается директор Театра имени Федора Шаляпина Юрия Стрижак.

— Фестиваль совпал с началом трехлетней реконструкции вашего основного здания. На каких площадках вам предстоит работать эти три сезона?

— Будем сотрудничать с Капеллой, Концертным залом Мариинского театра, Эрмитажем. Появляются у нас и новые партнеры. Мы счастливы, что нам протянул руку Музей Фаберже, где есть великолепный зал. Здесь, я надеюсь, появится новая публика. Причем билет на наш концерт дает право на бесплатное знакомство с коллекцией этого замечательного музея. И вообще музыка способна обогатить жизнь музея новыми красками. Еще одна необычная для нас площадка — «МТС Live Холл» — вроде бы не предназначалась для симфонических концертов. Но проектировщики активно использовали в отделке этого зала дерево, что очень благоприятно сказалось на акустике. Там даже был концерт с участием Анны Нетребко, которая написала в соцсетях, что акустика этого зала ее просто потрясла. Мы надеемся, что на этом месте привлечем к нашему концерту молодежную аудиторию. На нашем концерте будут экраны с крупными планами артистов. Организуем видеосъемку и прямую трансляцию в интернете.

— Какие планы у вас связаны с Эрмитажным театром?

— Помимо концертов и спектаклей, у нас там будут проходить встречи детского абонемента «Музыка и сказка». Кстати, возникла еще одна интересная идея. В заключительном концерте у нас прозвучит симфоническая поэма «Остров мертвых», которую Рахманинов сочинил под впечатлением одноименной картины швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина. Эта картина имеет шесть версий, одну из которых недавно приобрел Эрмитаж. И поскольку у нас теперь будет в репертуаре «Остров мертвых», мы хотим обратиться к Михаилу Борисовичу Пиотровскому с предложением сделать что-то совместное, связанное с этой картиной и воплощением этой темы в музыке.

Материал подготовил Олег Сердобольский

Фотографии предоставлены пресс-службой театра