Игорь Пономаренко: «Художник должен творить свободу»
Игорь Пономаренко: «Художник должен творить свободу»

Игорь Пономаренко: «Художник должен творить свободу»

В преддверии красивого летнего юбилея мы поговорили с выдающимся музыкантом, дирижером, композитором и основателем «Терем-квартета», дуэта «Ма.Gr.Ig.Al.», симфонического оркестра IP Orchestra и дирижером Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга Игорем Пономаренко о важности образования, званиях, свободе творчества, мечтах и секрете успеха.

– Вы закончили Петербургскую консерваторию трижды. Какое из образований для вас главнее?

Игорь Пономаренко: – Последний диплом я получил сравнительно недавно. Я считаю, что все три образования для меня важны. Сначала я учился как музыкант, мне кажется, все профессиональные люди должны пройти эту школу. Невозможно вдруг сразу стать композитором или дирижером, если ты не держал в руках инструмента.

Как композитор, я уже учился намного позже. К этому было желание и  необходимость, потому что я начал писать музыку, у меня начали идти спектакли в театре «Зазеркалье» и театре на Литейном. И я хотел просто подтвердить свою профессию. Как, собственно, и дирижирование, потому что дирижировать я тоже начал, не имея диплома дирижера симфонического оркестра. Потом уже получал это образование для того, чтобы, опять же подтвердить, что я образованный в этом смысле человек и имею право войти за пульт к оркестру.

Я еще раз хочу отметить, что это достаточно важный процесс, когда ты начинаешь как музыкант, потом становишься дирижером, а если ты еще и композитор – это вообще прекрасно. Есть такая мудрость музыкальная, что дирижер он на вершине пирамиды стоит и даже композитор говорит, что успех его музыки зависит от того как ее прочитает дирижер, как он покажет ее публике. И, конечно, бывали примеры, когда неудачное исполнение влияло на то, что композитор оставался непризнанным. Бывают такие  произведения, а бывает, что наоборот ничего такого, но дирижер так исполнил, что все прям прекрасно звучит.

Я с детства считал, что я должен стать дирижером, хотя дедушка говорил, что нужно быть композитором. Мой поздний приход обусловлен тем, что так сложилась судьба. После армии я организовал «Терем-квартет» и мы долго успешно гастролировали, и вот потом спустя годы вдруг я наконец-то дошел до дирижирования.

– В последние годы стало популярно давать звания к юбилею артиста или к какому-либо государственному празднику. Вот только дают их не всегда заслуженно.

Игорь Пономаренко: – Да, многие мои коллеги стали заслуженными артистами. Да, много людей вокруг, которые, не только мне, а многим кажется, что неправильно получили звания. Есть такие активные люди, которые прям документы собирают, я этим никогда не занимался. Я всегда считал, что государство должно само видеть и выдвигать, как-то заботиться об этом. Жалко ли мне, что у меня этого нет? Я не знаю. Мне все равно есть у меня звание или нет, потому что то, что там пишут на афише, оно ведь погоды не делает. Публика приходит и оценивает тебя, не потому что у тебя есть большое предисловие перед именем, а по тому что ты делаешь.

– Вы считаете себя свободным художником?

Игорь Пономаренко: – У меня есть такое предположение, что художник вообще должен быть свободным. Творить в неволе невозможно. Можно что-то делать на заказ, но, все равно ты на то и художник, творец, что выполняешь свою волю, волю Божию, а не делаешь что-то, что тебе говорят. Другое дело, что есть цензура, которая потом кроит, но это не имеет отношение к свободе художника, так скажем, во время его творчества, это имеет другие цели.

Художник должен творить свободу. Он может быть не признан, не понят, все что угодно, но он должен творить сам – это его чакра, его связь с Богом, его талант. Я, как художник стремлюсь к полной свободе иначе это все будет чужое, не мое.

– Секрет успеха?

Игорь Пономаренко: – Если бы все знали этот секрет, если бы он был, то, наверное, все достигали бы успеха. Есть стандартные понятия: нужно учиться, работать, что-то делать. Я согласен с тем, что «Гений – это 10% таланта, это 90% труда», но я понимаю, что присутствует такое понятие, как «удача». Очень важно оказаться в свое время в нужном месте, и чтобы идеи твои были ко времени. Я не знаю формулы успеха. У каждого по-своему: кто-то говорит, что удача, фортуна, кто-то душу дьяволу продал, кто-то за деньги купил, кто-то Богу молится.

У меня были достаточно высокие взлеты. Были времена, когда ничего не происходило – некое забвение. Должен быть в первую очередь человек, как говорится, поцелован Богом, должен иметь какой-то талант, стремиться к чему-то. Такие вещи, они, конечно, помогают, но я знаю людей, которые все это имеют, а ничего не происходит. Успеха нет. Поэтому есть печальные судьбы, а бывает и так, что фиговинку придумал и вдруг так поперло, что человек взлетел на Олимп и даже сам не понимает, как он там очутился.

– У вас есть дирижерская мечта?

Игорь Пономаренко: – Мечта, по большому счету, не обязательно должна быть прям дирижерская или как-то связана только с профессией. Я бы, конечно, хотел, чтобы мой оркестр долго жил, получил государственное признание, чтобы стал единицей в ряду наших оркестров. В него я вкладываю все свои мысли, уповая, что это все еще сучиться. Посмотрим… Был один оркестр, не буду говорить имени, там руководитель ушел, и оркестр отсутствовал достаточно долгое время – лет 30. А теперь он возродился под именем этого дирижера и начал жить заново. Мне кажется, что это вот хороший, показательный случай, когда мечта этого человека уже после смерти, но осуществилась. Да, интересный такой момент.

Все мы мечтаем о вечности, о бессмертии – это, наверное, естественное состояние человека. Умирать никто не хочет, ни в прямом, ни в переносом смысле. Мечта, она мечта, а все остальное мы сделаем сами.

Текст: Евгения Барабанова

Фотографии из архива маэстро