Концерт для балалайки-контрабас с абсурдом 
Концерт для балалайки-контрабас с абсурдом 

Концерт для балалайки-контрабас с абсурдом 

14 ноября 2023 года

Филармония, малый зал

Новая концертная программа заслуженного артиста РФ Михаила Дзюдзе открывает еще одну грань дарования этого музыканта. 

Михаил Дзюдзе последовательно утверждает балалайку-контрабас, как сольный инструмент на концертной эстраде. Вера исполнителя в свой инструмент, умение раскрыть его образный, выразительный потенциал, огромное мастерство, уникальная техническая оснащенность музыканта позволяют демонстрировать такие виртуозные возможности балалайки-контрабас, которые еще недавно невозможно было даже предположить.

Исполнительская креативность, творческая одержимость Михаила Дзюдзе оказались заразительны и вдохновили целый ряд современных композиторов на написание произведений специально для дуэта музыканта и его инструмента. К таким относится «Музыка Местечка» Михаила Бронера, премьера которого состоится в данном концерте с участием известной домристки Кристины Фиш

Балалайка-контрабас в руках Михаила Дзюдзе – это не просто музыкальный инструмент, но и неотъемлемый атрибут его сценического образа, подобно трости Чарли Чаплина, знаменитого большого потертого портфеля Михаила Жванецкого. Обладая исключительным артистизмом, Михаил Дзюдзе взаимодействует со своим инструментом, как со сценическим партнером. Их «диалог» придает дополнительную театральность «Ревизской сказке» Альфреда Шнитке, в переложении которой специально выписана партия контрабас-балалайки, а Михаил Дзюдзе читает присутствующий в партитуре текст Гоголя. 

Михаил Дзюдзе прекрасно чувствует и интонирует литературный, поэтический текст, обладает незаурядным талантом рассказчика. В связи с этим, идея использовать его артистический диапазон, что называется, носилась в воздухе. Она реализовалась в «Концерте для балалайки-контрабаса с абсурдом» по произведениям Даниила Хармса, специально написанном для Михаила Дзюдзе композитором Рустамом Сагдиевым, который является поклонником и знатоком творчества Хармса. Стилистика гротеска, иронии, абсурда основателя объединения «ОБЭРИУ», невероятно близка творческой натуре Михаила Дзюдзе. Не только литературный стиль, но и универсальные возможности музыканта стали фактором, определившим жанр, структуру, драматургию и музыкальную образность сочинения. В произведении, премьеру которого вам предстоит услышать, Михаил Дзюдзеодновременно выступает и в качестве исполнителя на инструменте, и в качестве чтеца, партия которого, является частью партитуры наряду с задействованным сложносочиненныминструментальным составом из народных и академических инструментов. 

Органично реализовать идею программы концерта и произведения, являющегося ее главным акцентом, может только слаженный, стилистически точно и увлеченно работающий исполнительский коллектив, в котором – лучшие музыканты Санкт-Петербурга: знаменитый струнный квартет имени С. И. Танеева; такие известные исполнители на народных инструментах, как Георгий Нефёдов (балалайка), Денис Пенюгин (алалайка-альт), Анна Игнатова (домра малая), Вероника Назембло (домра басовая), а также Анастасия Кубраченко (флейта) и Анна Аджамова (сопрано)

«Концерт для балалайки-контрабаса с абсурдом» по произведениям Даниила Хармса – музыкально-театральная форма, требующая режиссерско-постановочной работы. Молодому талантливому петербургскому режиссеру Дмитрию Отяковскому удалось выстроить взаимодействие артистов-инструменталистов в этом необычном концерте-спектакле. 

Программа концерта: 

1 отделение

Михаил Бронер. «Музыка Местечка»

Альфред Шнитке. «Ревизская сказка»

2 отделение 

Рустам Сагдиев. «Концерт для балалайки-контрабас с абсурдом» по произведениям Даниила Хармса

Исполнители: 

Михаил Дзюдзе (балалайка-контрабас)

Георгий Нефёдов (балалайка)

Денис Пенюгин (алалайка-альт)

Анна Игнатова (домра малая)

Вероника Назембло (домра басовая)

Анастасия Кубраченко (флейта)

Анна Аджамова (сопрано) 

Струнный квартет им. С. И. Танеева

Режиссер – Дмитрий Отяковский