29 ноября 2023 г.
Филармония, малый зал
Встреча с Молодежным оркестром национальных инструментов «Терема» под руководством художественного руководителя и главного дирижера Андрея Долгова – это всегда открытие. Коллектив не идет проторенным репертуарным путем для данного типа оркестра, неутомим в поиске новых произведений, в экспериментах на грани академической музыки и фольклора. Каждая его программа знакомит слушателей с новой современной музыкой, либо с неожиданными переложениями произведений, обретающих новое, органичное звучание в народном оркестре. Но главным критерием на этом пути является соответствие хорошему вкусу и высокий профессиональный исполнительский результата.
Предлагаемая программа покоряет не только интересными произведениями, новизной интерпретаций, но и продуманностью, логичностью связей между ними.
«Двенадцать русских народных песен» Сергея Прокофьева – мало известное публике сочинение, автора балета «Ромео и Джульетта», кантаты «Александр Невский», оперы «Война и мир», симфоний, концертов и сонат. Но именно оно позволяет осознать, насколько глубоко композитор понимал природу народной песни, как ее мелос «напитал» тематизм его больших произведений. Чрезвычайно интересно и то, что оркестр пригласил для исполнения этого сочинения не академическую певицу, талантливую исполнительницу русских песен и романсов, лауреата международных и всероссийских конкурсов Майю Балашову, голос которой в сочетании с оркестром народных инструментов добавляет первозданности, народного «аромата» звучанию прокофьевских обработок.
Соседство в программе имен Прокофьева и Стравинского очень логично. Оба композитора принадлежали к одной национальной традиции, к одной школе – оба учились у Н. Римского-Корсакова в Петербурге. Прокофьев на раннем этапе был восхищен творчеством соотечественника-новатора, особенно его оригинальными опытами претворения русского фольклора («Свадебка», «Прибаутк» и др.). Но в концерте вы услышите произведение Игоря Стравинского совершенно другого направления – знаменитый «Эбеновый концерт» для кларнета соло и инструментального ансамбля, написанный по заказу американского джазового оркестра Вуди Хермана. И вы удивитесь, насколько здорово и органично джазовая стилистика зазвучит в оркестре народных инструментов.
Джазовость, наряду с фольклором и академической музыкой, является компонентом стилистического синтеза, отличающего Концерт «Озорные частушки» Родиона Щедрина, который, казалось бы, давно уже пора было «приспособить» для народного оркестра, но впервые это сделает именно оркестр «Терема». Написанный в духе барочной концертности (привет неоклассицизму Стравинского!), он невероятно заразительно зазвучит в исполнении молодежного оркестра Андрея Долгова.
В программе традиционно прозвучит музыка современных петербургских композиторов. Произведение Настасьи Хрущевой «Цахес» изначально было написано для бас-флейты и симфонического оркестра. В нем присутствует необарочность (вторая часть) и элементы инструментального театра. Этой специфике прекрасно соответствует, согласованное с композитором, переложение Андрея Долгова для балалайки-контрабас и народного оркестра. Солист Михаил Дзюзде, обладающий невероятным артистизмом, и молодой, легко поддающийся на любые сценические эксперименты, оркестр «Терема», сумеют создать яркую музыкально-театральную интерпретацию этого сочинения.
Концерт завершится исполнением прекрасного Концерта для народного ансамбля Евгения Петрова в переложении, который вернет нас к аутентичному звучанию и репертуару оркестра национальных инструментов.